Этим летом в рамках проведения Дней Югры в Совете Федерации был поднят вопрос о возрождении практики выделения квот на обучение в вузах представителям коренных малочисленных народов.
Тысяча рублей от окрисполкома5 декабря 1941 года для одноклассников Дуси прозвучал последний звонок, на полгода раньше срока. Все мальчики ушли на фронт, девчонки стали учительствовать. Дусю направили в Березовский район в начальную школу учителем подготовительного класса и по совместительству – воспитателем интерната.В 1948 году она поступила в Ленинградский университет и через пять лет окончила его с отличием по специальности «мансийский язык, русский язык и литература».Студенческие годы в послевоенном Ленинграде были непростыми. Евдокия, чтобы себя прокормить, мыла в столовой посуду (давали бесплатный обед), работала на овощной базе (иногда картошку приносила домой), в Академии наук реставрировала книги. Однажды Ханты-Мансийский окрисполком прислал своим студентам по тысяче рублей. Вот тогда приоделась и даже шляпу купила.В Ленинграде Евдокия вышла замуж за Кузьму Кузакова, стипендиата Сталинской премии. Его пригласили работать в Академию наук СССР, в институт этнографии. Так Евдокия оказалась в Москве. Работала в издательстве иностранных и национальных словарей, министерстве просвещения. Наверное, не было северного региона, где бы не очутилась беспокойная Кузакова. Ещё в те годы она добивалась создания условий для изучения родных языков в школе. Посещая часто северные поселки, Кузакова наблюдала опасную тенденцию: в семьях всё реже говорили на родных языках, будто стыдились его. И это ее каждый раз больно ранило.
Собранные Евдокией Александровной материалы бережно хранит Государственный архив Югры. Среди документов – воспоминания, рукописи, полевые дневники, фотодокументы, переписка, рецензии на научные работы, а также сборники, буквари, словари. Особенный интерес представляют полевые записи фольклора восточных (кондинских) манси на мансийском и русском языках, книга «Евра – Мансийский край».
С таким предложением выступил сенатор Николай Рыжков, вспомнивший о советском опыте подготовки специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера в Санкт-Петербурге. Институт им. Герцена в те годы был кузницей кадров для северных регионов. Получив образование, ненцы, чукчи, ханты, манси, возвращались на малую родину. И все свои силы отдавали просветительству, сохранению родного языка и традиционных знаний. Казалось бы, северяне за годы в большом городе могли легко ассимилироваться и оторваться от своих корней. Но этого не происходило. Они только крепли в своем убеждении: без их традиционных знаний и языка культурная карта мира обеднеет.