7 признаков действительно хорошего детского сада, от наших пользователей
Всем хочется, чтобы походы в сад были для детей полезным и весёлым занятием, а не печальной необходимостью. Вместе с методистом детского сада Ольгой Козловской и экспертами ПИК рассказываем, как понять, что ваш ребёнок в правильном месте и в надёжных руках.
Задать вопросы — это отдельная тема. В идеале в садике работает консультационный центр, где родители могут спросить совета у практикующих экспертов: логопедов, психологов, музыкальных руководителей. Но даже если его нет, важно, чтобы родитель всегда мог пообщаться с любым педагогом своего ребёнка.
Дети охотно берут на себя взрослые обязанности и ухаживают друг за другом. Трёхлетки с удовольствием раскладывают ложки, салфетки, хлеб. Более взрослые дети полноценно дежурят, накрывают на стол и убирают со стола, при этом сами распределяют обязанности.
Природа — это не только деревья и цветы, но и неровности рельефа, камушки под ногами, материалы, из которых сделана уличная мебель и спортивные снаряды. До семи лет у ребёнка формируются сенсорные эталоны, которые в дальнейшем будут влиять на его мышление. Поэтому важно, чтобы материалы вокруг были фактурными и живыми, а цвета — разнообразными и натуральными.
Как понять, что здесь вас будут слушать? Родители обычно сразу это чувствуют. Если нет недомолвок и неразрешимых проблем, если можно прийти и спокойно что-то предложить, задать вопросы — значит, всё в порядке.
Директор Департамента Системных Трансформаций ПИК
Директор Департамента Системных Трансформаций ПИК
Воспитатели в группе не сравнивают детей и не обсуждают их — ни прямо, ни намёками, ни в шутку. Достижения ребёнка оценивают относительно его собственного уровня, а не уровня других. Отмечают успехи каждого и побуждают детей радоваться друг за друга.
Психолог Анна Быкова в книге «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад!»
Совсем здорово, если при этом они помогают ребёнку полюбить еду и узнать собственные вкусы. Обычно проблемы у детей возникают с незнакомыми блюдами. Макароны и картошку едят почти все, потому что их готовят дома. А вот к запеканке или рыбным котлетам ещё надо привыкнуть. А чтобы привыкнуть, надо распробовать.
Наказания бывают нужны, чтобы ребёнок остыл и спокойно поразмыслил над ситуацией. Но они не должны вызывать страх или стыд. Например, если ребёнка отправляют посидеть в стороне на стульчике, это должен быть «стул размышления», а не «позора». Хороший воспитатель не провоцирует других детей на осуждение, не говорит про провинившегося: «Посмотрите, какой плохой».
Индивидуальный подход — это когда одного ребёнка во время тихого часа поглаживают по спинке, на другого смотрят «строгим» взглядом, а третьему разрешают просто полежать. Но при этом все находятся в кроватях, никто не играет в уголке. Детям нужны не исключения из правил, а границы и стабильность. Тогда они чувствуют себя в безопасности.
Воспитатель, на которого можно положиться — это последовательный воспитатель. Его реакции более или менее предсказуемы для ребёнка, а правила не меняются с каждой новой ситуацией.
Дети хорошо понимают строгое «нельзя», но с пониманием более сложных конструкций типа «вообще-то нельзя, но вот сегодня можно, а потом опять нельзя, ну разве что в крайнем случае» всегда возникают проблемы.
Игры и занятия нацелены на сплочение и контакт, а не на соревнование. Например, дети рисуют на общем листе: каждый нарисовал по дереву — и получился лес. Или вместе, каждый по кубику, строят дом.
Информации не должно быть много. Всё, что висит на стенах, должно нести смысл. Достаточно одного-двух плакатов на темы, которые дети изучают в данный момент. Через время их меняют.
Ещё можно поиграть с ребёнком дома в детский сад, прямо по режиму дня. Разыграть, как куклы приходят в группу, завтракают, играют. Скорее всего, вы услышите фразы, которые часто звучат в саду, уловите атмосферу и поймёте, что вызывает у ребёнка наиболее сильные эмоции.
Визуально всё должно быть оформлено в одном стиле — и навигация, и рисунки на стенах веранды. Изображения должны быть крупными и располагаться в поле зрения ребёнка, не выше 1,5 метра. Хорошо, если в элементах оформления участка присутствуют буквы и цифры. Мы стараемся реализовать эти принципы и при обустройстве садиков, и для отдельных площадок. Детская площадка, на которой можно обучаться счёту во время игры, в ЖК «Варшавское шоссе 141» группы ПИК.Здорово, когда на участке есть механизмы, которые можно вращать, крутить и переключать. Но не менее важно, чтобы у ребёнка была возможность трудиться и наблюдать. Скворечник на дереве, кормушка, в которую каждое утро заглядывают знакомые птицы, пара маленьких грядок с овощами или куст шиповника – часто именно такие вещи оставляют тёплые воспоминания о садике.
Хорошо, если воспитатели относятся к предпочтениям детей спокойно. И не встречают родителей вечерними отчётами про то, как ел их ребёнок. Ведь еда — это не повод для гордости или вины. И наверняка не самое интересное, что произошло за день.
Ребёнку быстро становится скучно в пространстве, которое он уже освоил. Дивергентное мышление, то есть способность искать нестандартные решения, замедляется. Поэтому важно, чтобы пространство было трансформируемым.
На хорошей площадке много места для подвижных игр — догонялок, вышибал, классиков, — а турники и спортивные снаряды подходят детям по возрасту и по росту. В игровом пространстве есть не только конкретные, но и абстрактные сооружения: корабль или машина задают готовый сценарий для игры, а деревянный помост даёт возможность фантазировать.
Частая проблема в детских помещениях — обилие цвета и пестрота. Цветовые пятна рассеивают внимание, мешают ребёнку концентрироваться. Лучше всего, когда есть основной, светлый тон и два-три дополнительных. В игровой зоне это могут быть яркие цвета, в спальне или в учебной комнате — спокойные сложные оттенки.
Мебель можно легко убирать, сдвигать, расставлять индивидуально или в комбинациях. Мягкие модули можно использовать как конструктор, полосу препятствий или сидения в зрительном зале. А ширму — как элемент представления или как стены дома. Дети могут выдумать гораздо больше вариантов игры и использования вещей, чем взрослые. Поэтому нужно создавать такое пространство, которое не навязывает сценарии.
А ещё важно, чтобы в группе был уголок уединения, где ребёнок может скрыться от всех и перевести дух.
Эти принципы стали основой для создания детского сада ПИК в ЖК «Бунинские луга» по британскому проекту, который будет муниципальным.
Все игрушки находятся в свободном доступе — ребёнок сам выбирает, с чем играть и сколько, а потом сам убирает всё на место. При этом не страшно, если что-то есть только в одном экземпляре: дети учатся ждать своей очереди, договариваться и меняться.
Иерархия «хуже — лучше», оценочная система с наклейками или медальками за поведение даёт детям повод насмехаться или завидовать. А от этого в итоге проигрывают все.
Если ребёнок рассказывает про детский сад ужасы, необязательно сразу звонить в полицию. Как говорят воспитатели: «Не верьте всему, что говорит ваш ребенок о детском саде, а мы обещаем не верить всему, что он рассказывает о вас». Стоит понаблюдать, с каким настроением он идёт туда, где его «обижали». И деликатно выяснить у воспитателя, что могло стать причиной таких жалоб.
Одни родители хотят водить детей в инклюзивные группы, а другие — в группы для одарённых детей. Кто-то мечтает о математике по Петерсон, а кто-то о системе Монтессори. Хорошо, когда есть возможность выбрать хотя бы из пары вариантов, а не просто соглашаться на то, что есть. Это же касается дополнительных занятий. Можно скептически относиться к раннему английскому или музыке, но здорово, когда у ребёнка есть возможность за символическую плату попробовать что-то новое.
Бывает так, что ни секций, ни выбора образовательных программ нет. А потом всё появляется — силами энтузиастов. Поэтому важно, чтобы родители, воспитатели и руководство были заодно.
Дети, как и взрослые, стремятся обживать территорию. Им нравится участвовать в оформлении группы. Хорошо, когда у ребёнка есть возможность принести свою игрушку, прикрепить внутри шкафчика любимую картинку. Или порисовать на стене в специальном месте.
Правило «Можешь не есть, но попробовать — обязательно!» работает: со второй, третьей, пятой попытки ребёнок проникается новым вкусом. А дальше начинает разбираться в своих предпочтениях: этого блюда он попросит добавку, а того съест пол-ложечки.
Источник: http://mastinosite.ru